Полеты на вертолете по цене от 3750 рублей, уроки пилотирования, ночные экскурсии вокруг Москвы

Керосин для менеджера

Полетать, говорите? Феникс? Л-29 и летчик Максимов?

Съездил, полетал. И супруга полетала. 20 минут, 5 фигур высшего пилотажа. На каждого. Всё как обещали. Посмотрел отзывы. Восторги, ничего конкретного. Пишут, что словами это не описать. Зря пишут. Всё, может и не описать, но кое-что можно попробовать.

Порекомендовал мне это… событие (как его правильно назвать, это мы потом с вами решим) – мой коллега по работе. Приезжал к нам в Мск из Новосиба и уж не знаю, как его занесло в Ступино, и кто посадил его в самолет, но перед майскими праздниками он прислал мне телефоны Феникса, потом позвонил, ощущения особо не описывал, но сказал, что опыт интересный, что в программе 5 фигур высшего пилотажа, что 20 минут – достаточно. И что впереди – длинные выходные, может быть я захочу попробовать.

Ну позвонил и позвонил. Мало ли кто мне звонит и предлагает всякие несуразные вещи. Да и рекомендации коллег, это та еще тема. Они там в Новосибе всякое японское рамное старье тюнят, а потом на нем вместо отпуска в Монголию ездят. Спят там в степи, в палатках и называют это отпуском. Не, ну это нормально?

Думаю, что именно фраза про «5 фигур высшего пилотажа» произвела на меня какое-то особое воздействие. Ну правда – ведь как это всё выглядит для офисного менеджера: покупая сертификат, ты понимаешь, что придется выбрать выходной день с хорошей погодой, преодолеть сопротивление жены в части обязательной поездки на дачу, отказаться от борьбы с дикой природой посредством газонокосилки, пилы, лопаты и прочих подручных средств, а жене – преодолеть себя и хотя бы временно не втыкать в землю какие-то растения.

А что такое суббота для менеджера? Не знаю, как себя чувствует человек, который всю неделю водит бульдозер, но просыпаясь утром в субботу у меня полное ощущение что по мне всю неделю этот бульдозер ездил. А воскресенье? Это единственный день, когда себя чувствуешь нормально, не считая тоски от приближающегося понедельника (типа «мама, не хочу завтра в школу»). И выделять один из таких дней, чтобы по рекомендации коллеги из Новосиба ехать в Ступино за какими-то ощущениями? Но с новосибирцами хоть понятно. После палаток в Монголии это может и нормально. А я-то куда поперся?

Вот на этом фоне фраза «про 5 фигур» как-то успокаивала. Типа – ну если совсем не понравится, хоть посмотрю, как это выглядит изнутри. Я много чего видел изнутри – и кратер Килиманджаро, и морены в Андах, и в машине кувыркался в Камбодже, и в лаву шестом тыкал на Пакайе, и Гондурас мне понравился (не, ну правда, забавная страна). Меня тяжело удивить взглядом изнутри. Но еще один ракурс, на этот раз из кабины самолета, лишним не будет. Это я тогда так думал. Короче – позвонил.

Дальше, в плане приобретения сертификатов, всё было четко – сертификаты привезли быстро, срок их действия – 2 месяца. Выбирай любой день кроме понедельника и вторника, и - вперед.

Про выбор дня – это отдельная тема. Давно я так не зависел от погоды. Хочется же как – раз летать, так чтобы и погода была соответствующая.

А погода в Ступино и в Москве может быть совсем разная. Тут гроза, там – солнце и наоборот, и во всяких разнообразных сочетаниях. На этом фоне отношение к сайту Гисметео у нас быстро изменилось от «хорошо, что есть, где погоду посмотреть» до «жаль к реальности их погода не имеет отношения». Это, кстати, касается и дня, когда мы выехали в Ступино. После нескольких пропущенных выходных мне надоело морально настраиваться, и мы поехали в Ступино «несмотря ни на что». А точнее – несмотря на прогноз Гисметео «малооблачно, гроза». Вот кто мне объяснит, как и кому поможет такой прогноз, кроме человека, который в принципе не собирается выходить из дома? Ну чтобы его окончательно убедить, что на улице всякое может случиться (а то у нас граждане как будто не в курсе).

Что удобно – ребята из Феникса постоянно на связи. Если они вне доступа – всегда перезванивают. Уточнить, что у них с погодой в Ступино можно перед выездом, проблем с этим нет. В наш день с утра Алексей подтвердил «облачно, но есть просветы». Когда приехали (к 12-ти), просветов почти не было. Потом стало облачно с очень большими просветами. Потом – ясно, с редкими облаками. Грозы мы так и не дождались. Хотя, всё в рамках общей тенденции: можно подумать у нас качество прогнозов банковских аналитиков лучше. Не удивлюсь, если увольняясь, они идут в метеорологи. И наоборот.

День выбрали (воскресенье, 24 мая), с Алексеем Максимовым созвонились, договорились на 13:00. Выехали из Мск в 10:00 (Крылатское), в Крутышках были в 12:00.

Ехать удобно, дороги хорошие, нашли легко. Единственное, было бы проще, если бы на сайте был нарисован маршрут. Описание, конечно, хорошо, но сейчас там у Ступино (у ж/д переезда) строят какую-то развязку, всё в ограждениях, МИГа-23 (ориентир справа) почти не видно. Да и далеко он.

Аэродром.

А кстати, неплохо у них на аэродроме. Спокойно, нет городской суеты. Да и вообще никакой суеты. У входа на летное поле людей как-то побольше. Там желающих катают на Як-18Т. А левее от входа, за МИГ-25, где Феникс, где летчик Максимов и Л-29 – вот там для городского жителя просто курорт. Тишина, кресла на газоне, чай с конфетами в домике. Сиди, загорай, расслабляйся, пока не позовут.

Надо сказать, что спокойствие-спокойствием, и ходи куда хочешь, но как-то чувствуется, что тебя приняли, о тебе помнят, ты в графике. Отношение – доброжелательное. Никто тебе ничего не навязывает, если что-то спросишь – расскажут, покажут, проведут, объяснят. Открыты они пока к клиенту. Нет ощущения туристического конвейера.

Нет и пофигизма. Если понаблюдать за ними, видишь, что люди собраны, сосредоточены. Осмотр самолета техником производится до и после каждого полета, хоть полет и длится по 20 минут. Технику не лень каждый раз открывать на самолете всякие лючки, заглядывать туда, что-то там трогать и при этом не только осмотреть самолет, но и создать у тебя впечатление, что всё с ним нормально. С самолетом в смысле. Ну и с техником – тоже. Короче, все они делают внимательно, никто не торопится, не говорит фраз типа «а, ну ладно, это и так сойдет» и знаете – это как-то успокаивает.

Что еще сказать про аэродром… пока мы ждали своей очереди, побродили вдоль площадок с самолетами. Ходить можно почти везде, никто тебя не одергивает, просят не подходить к рулежным дорожкам, но честно скажу – и желания не возникало.

Заскучал - вот тебе справа МИГ-25. Хочешь посмотреть – пожалуйста. Посмотрел, нафотографировался - вот тебе слева МИГ-21. Фениксовцы его пока собирают, часть деталей разложена вокруг, но все равно – для общего развития, отчего ж не ознакомиться с экспозицией?

Время.

С временем получается вот так: перед нами было двое желающих – мужички лет по 40, тоже оба в первый раз. Начали летать где-то в 12:30 (облака стали расходиться). На каждого клиента получилось минут по 45. Сам полет, осмотр, заправка, отдых летчика и т.п.

Керосин.

При чем здесь керосин? Если честно – я ожидал от него большего. Ну что бы пованивал хотя бы. Запах чтобы запомнился. Все-таки авиационный керосин, шлемы со светофильтрами, летные комбинезоны, самолеты с красными звездами, романтика. Нет, не воняет. Ни в спокойном состоянии, ни в струе горячего воздуха из турбины. И даже пахнет он как-то… неубедительно. Возможно, для полноты ощущений нужно опустить голову в цистерну, но я как-то постеснялся попросить. Вот изредка подъезжающий топливозаправщик – это да. Вот он вполне исправно наполняет все вокруг ароматом горелой солярки. А вы говорите –керосин.

Самолет.

Максимов пишет на сайте про разные самолеты. Про МИГ-15, например. И про МИГ-21 он тоже пишет. Вы же знаете, что стоит за каждым из этих сочетаний букв и цифр. Что это не какой-то там бренд, что бренд – это кока-кола. А здесь речь о легендах.

Не знаю, как у Вас, а мы, будучи воронежской мелкотней, что-то слышали из редких разговоров дедов про Испанию, Германию и Корею. От тех дедов, которые на 9-е мая надевали синие кители и фуражки с голубыми околышами. И уж конечно слышали про И-15, Ла-5 и МИГ-15. Давно это было и дедов этих уже давно нет, они сами стали легендой, от них остались дети, внуки, черно-белые фотографии, ордена медали и кортики. И самолеты.

МИГ-21 это, конечно, самолет другой эпохи, других стран и континентов, но тоже – кто ж его не знает?

Наверное поэтому и отношение к таким самолетам особенное. Могу только предположить, что почувствует филолог-эллинист, если ему представится возможность подержать в руках лук Одиссея, археолог – когда откопает копье судьбы, а любитель книжек про Камелот - подергает за тот самый меч, воткнутый в камень. Да, наверняка, и луки сейчас делают с оптическими прицелами, и копья – из карбона и производство стали для холодного оружия ушло далеко вперед. Да только дело здесь не в оптике, карбоне и качестве стали.

Правда летать мы будем не на МИГ-15. И не на МИГ-21, а на… а что это вообще такое?

Л-29, говорите? Он вроде из того же времени, но кто о нем слышал? На постаментах его нет, в музеях – не помню, фильмы-книги-рассказы – да вроде не было в них такого. Короче – не киногерой. Хотя, учитывая количество летчиков, прошедших через него – вполне мог бы им стать. Привычная картина – все восхищаются спортсменами на пьедестале, но кто, кроме специалистов, помнит про тренера?

И маленький он какой-то. Даже по сравнению с МИГ-21. А уж на фоне соседа справа – 20-ти тонного гиганта МИГ-25 – просто малыш. Сколько весит? Пустой - 2,3 тонны? Немного… Снаряженный Лэнд Крузер весит больше.

Он несколько преображается после запуска турбины. Малыш, конечно, но что-то в нем есть. Первый счастливчик уже в кабине, самолет катится по рулежной дорожке. Потом разгоняется по полосе, плавно отрывается от земли. Мы ожидали, что он пулей рванет в небо – нет, все спокойно. Постепенно набрал высоту. Ну ладно. Надеюсь там, наверху, будет самое главное. Над аэродромом были облака, программу с первым мужичком мы с земли не видели. Но как-то быстро он вернулся. Может показалось. Самолет так же плавненько сел, его осмотрели, летчик отдохнул (чего там отдыхать-то?). Мужичок, правда, выглядел бледновато, но мало ли. Может укачало. Потом в кресло посадили второго пассажира, самолет опять плавненько ушел в небо, всё спокойно, облака разошлись.

Ну что сказать – это действительно эффектно, когда стоя у топливозаправщика думаешь, что бы еще поснимать, слышишь нарастающий рев, поднимаешь голову и видишь на тебя откуда-то сверху ныряет, да чего уж говорить - пикирует серебристый самолет со знакомым силуэтом. Причем с неприятно высокой скоростью. Рев переходит в свист, о фотоаппарате в руках забываешь, самолет делает эффектную горку и, вращаясь, уходит вверх. И двигается он, как ты и представлял – уверенно и быстро. Даже как как-то непривычно быстро. А вот это… это совсем другое дело!

Здесь самое время группе засыпающих телерадиочитателей спросить: «Автор, ты долго еще будешь нам писать про все, что угодно, кроме полета? Давай к делу уже».

Так, а собственно и всё. Писать то уже больше и не о чем. Второй мужичок тоже прилетел бледноватым. Особо ничего не рассказывал, отдохнул и уехал. Летчик тоже попросил время на отдых. Ну тут мы как-то начали понимать, что видимо там было, от чего устать. Потом слетала жена. Вылезла из самолета – улыбка до ушей, руками трясет, большие пальцы показывает. Типа, разочарован не буду.

Потом опять осмотр самолета, отдых летчика, надеваю шлем, сажусь во вторую кабину, техник подгоняет мне ремни, застегивает пряжки, короче - упаковывает меня в кресло (никакой самодеятельности, и это хорошо) инструктирует, куда ставить ноги, где держать руки.

Дальше запуск турбины (приятный звук, надо вам сказать), рулежная дорожка, разгон по полосе, взлет, круг над аэродромом.

Что в этом интересного... да есть кое-что. Необычное ощущение от самолета. Все вы много раз летали на больших лайнерах. Скорее всего, большинство из вас летали и на маленьких и даже на совсем маленьких самолетах на 4-6 пассажиров. Вот полет в маленьком пассажирском самолете и полет в большом лайнере я бы сравнил с поездкой в маршрутке или в автобусе. Т.е. эти транспортные средства вполне пригодны для перевозки пассажиров из пункта А в пункт Б. Выполняют они свою работу исправно. Где-то побалтывает, где-то поскрипывает, это нормально. Маневрируют эти повозки в городском потоке как умеют, однако при слишком быстром перестроении или повороте чувствуется, что и машине это не нравится (как-то излишне она напрягается) и пассажирам – не в настроение, и в адрес водителя доносятся всякие обидные комментарии.

Вот в Л-29 сразу понимаешь, что это не транспортное средство для перевозки людей из п.А в п.Б. В отличие от маршруток и автобусов он производит очень цельное впечатление. Его не болтает и не подбрасывает, он не капризничает в поворотах, он упруго и уверенно режет воздух. И при этом делает он всё очень легко. Согласитесь, иногда в пассажирском самолете, даже при небольшом крене или слишком быстром (по мнению пассажиров) снижении, мы мысленно просим пилота как-то поаккуратнее относится к маневрам. А то багажные полки уже трясутся, салон дребезжит, в иллюминатор лучше не смотреть - там дрожь проходит по крылу, и вообще – пассажиры начинают нервничать. Понятно, что ваш аэробус способен на большее, но пассажирам проверять это не хочется. Не для того его делали. А вот Л-29 – именно для того.

После круга над аэродромом летчик Максимов спросил, как я себя чувствую, я ответил – отлично (так оно и было), он сказал «тогда мы начинаем», горизонт нырнул вверх, нос самолета – вниз и мы с приятным ускорением понеслись вниз к площадке, где несколько минут назад меня усаживали в Л-29. К звуку турбины добавился нарастающий рёв. Вот и МИГ-25, и топливозаправщик, и МИГ-21 – вид сверху, с быстрым зумом. Потом самолет задирает нос вверх, горизонт – пролетает вниз, голова стукается о подголовник (шлем в нашем деле очень кстати), меня вжимает в кресло, начинается вращение. Солнце уже садится, цвет неба – синий с легкими розовыми тонами, почти бирюзовый. Это я к тому, что после слов «…тогда мы начинаем» все эти умные мысли и про самолеты, и про легенды, и про всё что угодно, в том числе и про Монголию сразу исчезают. Как и всякие другие мысли. Голова за эти секунды прочищается так, что только минут через 10 после полета вспоминаешь о том, что ты житель мегаполиса и у тебя есть… а что у тебя есть менеджер? Какие-то текущие вопросы, нерешенные проблемы, планы на следующую неделю и куча прочего хлама, который ты носишь в голове, считаешь важным, и уверен, что копаться в нем – это твоя нормальная жизнь и есть.

Я с трудом помню последовательность исполненных фигур. Да чего там, большую часть времени я с трудом понимал, где мы находимся, где земля, в каком положении сейчас самолет и что мы исполняем.

На фигуре, которую летчик Максимов назвал «петля три четверти» мой нетренированный организм решил взять паузу, в глазах потемнело (видимо – на «второй четверти») и, наверное, на какие-то секунды пассажир превратился просто в балласт во второй кабине. Перед полетом нас предупреждали, что в глазах может потемнеть. Чтобы мы не волновались: как потемнеет, так и посветлеет. А я и не волновался, не до этого было.

Просветление, что уж там говорить, было приятным – все перегрузки куда-то исчезли, тело стало совсем невесомым. Если бы не ремни – плавно поплыл бы по кабине. В глазах и правда совсем светло. Впереди и над головой – все белое. Единственный темный предмет – дуга между остеклением первой и второй кабины. Потом стали проступать цвета. Над головой оказались домики, какие-то дачные поселки. Это мы, оказывается, летим вниз головой и переворачиваемся пока я постепенно прихожу в себя.

Летчик за вами следит, справа и слева у него зеркала, чтобы видеть, насколько счастлив пассажир. Я был, видимо, совсем счастлив, потому как летчик Максимов сказал, что мы возвращаемся. И знаете, я не возражал. На подлете к аэродрому мы для полноты ощущений сделали бочку. Помню, промелькнула мысль, что бочка прошла совсем легко и «как хорошо, что это была только бочка» и что сегодня для меня это самая безобидная фигура высшего пилотажа.

Посадка очень четкая. Ни рысканий вправо-влево, ни подскоков – сели как на рельсы. Даже как-то неожиданно, что эти легкие скоростные машины так могут. Быстрая остановка, через пару минут мы уже на стоянке, устраиваем фотосессию «я и самолет», «жена и самолет», «все и самолет» и тому подобное. Перед взлетом мы не фоткаемся, а вот после – самое время. Никто тебе не мешает – фотомодель (я сейчас Л-29 имею в виду) – полностью в вашем распоряжении.

Ну что вам сказать про первые мысли после выхода из самолета. Слава богу, подумал я, слава богу это был не МИГ-15 и тем более не МИГ-21. Мне и Л-29 вполне хватило чтобы понять, что для моего нетренированного организма это предел. Что там они говорили про Л-29? 5 Же? Я сразу вспоминаю петлю «три четверти». Вот мне пока больше не надо. Я и так стал смотреть на этого малыша с уважением. Это же был мой предел, а не его.

 Еще до полета я думал, если все пойдет нормально, попрошу у летчика подержаться за ручку или подвигать педали. Эта мысль меня покинула после первой же горки. Попытки смотреть на приборы – тоже провалились. Тренироваться нужно, короче. Что бы все это понять и нормально прочувствовать.

Летчик Максимов.

Это часть самолета. Или Л-29 - часть летчика Максимова. Не знаю, сколько лет нужно, чтобы добиться такой слаженной работы этих частей. Это же его работа, навык и талант производят впечатление на всех тех людей, которые потом пишут восторженные отзывы. Это у него самолет движется четко и выделывает в воздухе невероятные вещи. Но при этом как-то с первых секунд взлета понятно, что летчик у тебя –то, что надо.

Вам, наверное, лучше самим съездить-посмотреть. У меня людей не очень получается описывать. Из чего он состоит я не знаю. Из чего вообще состоят люди, которые целый день делают горки, виражи, бочки и петли? Самолет – понятно. Алюминий, сталь, углепластик. В летчиках, видимо, тоже что-то такое есть. С виду спокойный, немногословный. Приветливый. Внимательный. В полете - сосредоточенный (вы его лицо в полете увидите, про зеркала я писал). Как движется самолет тоже почувствуете. Поймете, откуда берется уверенность в летчике.

Команда клуба.

Было бы совсем неправильно не упомянуть о людях, которые помогают все это организовать. Это, конечно, Виктор, который и сертификаты доставлял и по поездке в Ступино и погоде ориентировал, да и на аэродроме был всегда где-то рядом. Техники – вот здесь я не среагировал, не познакомился. Но эти люди были почти постоянно заняты самолетами – один был где-то в недрах МИГ-21, второй в Л-29. Как-то неудобно было лезть с вопросами и тем более – стоять над душой, когда они работали.

Приходила даже Максимова-младшая. Её, правда, самолеты не очень интересуют, и ходит она пока только с мамой, но это всё дело времени. В любом случае – на аэродроме была, в нашей программе, можно сказать – участвовала.

Наверняка в команде есть и другие люди, которых мы не видели, но которые помогают клубу существовать и развиваться. И в нашем хорошем настроении и воспоминаниях от полета есть и их заслуга.

Всей команде – большое спасибо!

Разное.

Когда я пытался делиться впечатлениями о полете с друзьями и коллегами, обратил внимание что в куче разнообразных вопросов всегда есть несколько типовых.

1. Про желудок. Это первый вопрос, который все задают. Если коротко – то «нет». В смысле - забываешь о нем на взлете, и он о себе не напоминает. Вообще ощущение, что меня укачало появилось уже на посадке. Видимо – расслабился. Но укачало опять же, не в плане – «где мой гигиенический пакет?», а как после длинной дороги. Когда сели - попил чаю, съел конфету, все прошло. У жены - все то же самое. Отошла тоже быстро - когда я вернулся, она уже вовсю бегала вокруг с фотиком.

2. Про комфорт. В кабине - комфортно. Кресло удобное. Тепло. Летал в рубашке, и правильно – в куртке бы было жарковато. Не шумно – не то, что снаружи. В том числе и благодаря шлему: внутри него – наушники, на голове он сидит плотно, кстати тоже – удобная штука. Каждому перед полетом выдают чистый х/б подшлемник. Короче – все аккуратно и гигиенично.

3. Про программу. В смысле, хватает ли 20-ти минут. Да вы уже поняли, хватает. Некоторым – даже слишком. Вообще, как бы это сказать – программа не «провисает». Нет таких моментов, чтобы я думал «что-то давно ничего не происходит и как-то спокойно и скучно мы летим». Скорее наоборот, что-то постоянно происходит, летчик не скуп на пилотаж, им заполнена большая часть этих 20 минут. Остальное время просто необходимо чтобы перевести дух. Не знаю, как выглядит демонстрация покупателю возможностей самолета. Но, думаю, как-то похоже. Здесь демонстрация для туриста. В мыслимых для туриста пределах.

Одна ремарка - я пишу про первый раз. А у некоторых бывает и второй, и третий. Хватает ли им 20 минут – не знаю. Еще в кабине есть ручка, приборы и педали. И строка «самостоятельные полеты» в списке программ на сайте Феникса. Вот это явно для тех, кому не хватает. Хватило ли мне - я пока не решил. Сначала вроде да. Сейчас – уже не знаю. Переоцениваю, так сказать, ценности. Да, кстати, и вариант с палатками и Монголией уже не кажется таким уж экстремальным. Можно и попробовать.